Ответственное и этичное управление

Полная версия раздела

Принципы деловой этики и соблюдение законодательных требований — неотъемлемая часть ведения бизнеса МТС.

Единая система комплаенс

4
В 2022 году Единая система комплаенс МТС прошла сертификационный аудит на соответствие международным стандартам ISO 37301:2021 «Системы комплаенс-менеджмента» и ISO 37001:2016 «Система менеджмента противодействия коррупции»

Объединяет программы, действующие во всех подразделениях МТС: они нацелены на соблюдение требований законодательства и поддержание баланса интересов заинтересованных сторон.

В систему входит девять программ, которые курируют соответствующие функциональные подразделения:

  • Антикоррупционный комплаенс и бизнес-этика
  • Антимонопольный комплаенс
  • Инсайд-комплаенс
  • Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, финансированию терроризма
  • IP-комплаенс
  • Организация обработки персональных данных
  • Соблюдение прав человека на рабочем месте
  • Система управления охраной труда
  • Экология.

Кодекс делового поведения и этики — основополагающий документ компании в области честного и этичного ведения бизнеса. Кодекс регламентирует правила внутрикорпоративного поведения, сотрудничества с клиентами и партнерами. Сотрудники любого уровня в обязательном порядке знакомятся с Кодексом при трудоустройстве, регулярно проходят обучение и должны им руководствоваться в своих действиях.

Автоматизация системы комплаенс

В 2022 году мы запустили автоматизированные решения, которые позволили уменьшить число действий, выполняемых вручную, и повысить эффективность процессов в части ежегодной оценки коррупционных рисков и управления контрольными процедурами.

Мы отслеживаем сообщения о предполагаемых или совершенных нарушениях Кодекса или иных документов, в том числе через Единую горячую линию Группы МТС. В случае выявления нарушений мы проверяем и изучаем обстоятельства произошедшего, а нарушители могут быть привлечены к ответственности.

В 2022 году МТС провела проверки и расследования по 179 ситуациям с признаками комплаенс-нарушений. По результатам данных расследований в 72 случаях были выявлены нарушения и/или недостатки в бизнес-процессах. В этих случаях были применены дисциплинарные и другие корректирующие меры, даны рекомендации по устранению нарушений и предотвращению таких ситуаций в будущем.

Мы также проверяем соблюдение контрагентами Кодекса делового поведения контрагента. Кроме того, мы автоматизировали процесс оценки контрагентов в части коррупционных рисков.

Предотвращение конфликта интересов

С осени 2022 года в компании действует автоматизированный процесс управления конфликтами интересов работников. Цифровой процесс охватывает полный цикл: от заполнения электронных листов раскрытия до архивирования результатов рассмотрения в специализированном едином реестре.

Противодействие коррупции

Надежные и долгосрочные отношения — цель нашего взаимодействия с заинтересованными сторонами. Чтобы не допустить случаев коррупции и нарушения бизнес-этики, мы руководствуемся законодательными нормами и внутренними политиками. МТС является участником Антикоррупционной хартии российского бизнеса с 2015 года, поддерживая общественные инициативы по борьбе с коррупцией. Ключевые нормативные акты в области комплаенс и противодействия коррупции были актуализированы в 2022 году — так мы стремимся учесть лучшие практики и изменения во внешней среде.

Инсайд-комплаенс

Мы разработали систему мер, процедур и процессов для предотвращения нарушений законодательства об использовании инсайдерской информации.

В соответствии с лучшими практиками в компании установлены ограничения по совершению операций с ценными бумагами в «закрытые периоды». Также МТС ведет список инсайдеров компании для обеспечения контроля.

В 2022 году мы обновили интерактивный курс для всех сотрудников компании «Использование инсайдерской информации МТС»

Антимонопольный комплаенс

В фокусе антимонопольной комплаенс-программы и Антимонопольной политики МТС находятся прозрачность установления тарифов и ценообразования, открытость во взаимодействии с контрагентами и другими компаниями отрасли и этичность продвижения продуктов экосистемы МТС.

В 2022 году мы провели масштабное обучение по вопросам антимонопольного комплаенс в дочерних обществах МТС, разработанное с учетом рискориентированного подхода и специфики деятельности компании.

Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем

На основании требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» МТС разработала одноименную комплаенс-программу.

  • Все абоненты МТС ежедневно проверяются на предмет вхождения в перечни соответствующих мониторингов
  • При совершении клиентом МТС подозрительных операций по лицевым счетам МТС осуществляет антифрод-проверку клиента.

Компания ежедневно контролирует расторжение договоров на оказание услуг связи с возвратом остатка аванса и другие транзакции абонентов.

Управление интеллектуальной собственностью (IP-комплаенс)

Система управления рисками в области интеллектуальной собственности (IP-комплаенс) нацелена на предотвращение нарушений прав МТС и третьих лиц и минимизацию рисков в этой области.

Ключевыми объектами интеллектуальной собственности МТС являются программное обеспечение и товарные знаки.

В 2022 году комплаенс-программа «Система управления рисками в области интеллектуальной собственности» была сертифицирована по новому стандарту «Системы комплаенс менеджмента» (ISO 37301:2021, ранее ISO 19600:2014)
Сервис по проверке нейминга

Для упрощения проверки словесных обозначений, используемых в маркетинговых материалах, был создан сервис по проверке нейминга. Сервис помогает ускорить проверку на предмет нарушения прав интеллектуальной собственности третьих лиц, проверяя обозначения по базам данных и ранжируя результаты в зависимости от возможных рисков нарушения прав.

В 2022 году мы обновили обязательный для всех сотрудников дистанционный интерактивный курс «Правила использования интеллектуальной собственности», который запустили с начала 2023 года. За отчетный год курс успешно завершили 6 192 сотрудника.

Единая горячая линия

Единая горячая линия (ЕГЛ) — важнейший механизм для всей Группы МТС, благодаря которому мы можем своевременно выявлять случаи нарушения законодательства, внутренних политик и норм, включая Кодекс делового поведения, а также быстро на них реагировать.

Электронная форма Единой горячей линии доступна на 21 языке — мы учитываем возможное языковое многообразие заявителей.

Все заявители защищены от дискриминации и любых форм давления. Согласно регламенту компании, обращения на Единую горячую линию регистрируются и направляются на рассмотрение в соответствующие подразделения. По обращениям проводятся проверки, авторы обращений получают подготовленные заключения и ответы.

Сотрудники МТС могут сообщить о нарушениях не только через общие каналы ЕГЛ, но и по внутренним каналам связи: прямому или вышестоящему руководителю, комплаенс-менеджеру и через приложение «Наш МТС», в том числе анонимно. Дополнительные каналы связи делают сбор сообщений о нарушениях более эффективным.

В 2022 году было зарегистрировано 907 обращений на ЕГЛ, что на 30% меньше, чем в предыдущем году. Увеличилось количество обращений по вопросам этики и комплаенс — это говорит о повышении осведомленности пользователей ЕГЛ об этичном ведении бизнеса.

Контакты Единой горячей линии МТС:

Почтовый ящик: external.hotline.mts@b1.ru

Форма обратной связи: hotline-mts.b1.ru

Единый номер: 8 (800) 234-44-18 (бесплатные звонки на территории Российской Федерации)

Комплаенс-информирование и консультирование

Ежегодно мы проводим анонимную оценку уровня комплаенс-культуры по всем сотрудникам, включая топ-менеджмент. Исследование проводится независимым международным агентством. Результаты 2022 года показали: уровень понимания сотрудниками комплаенс-контролей и комплаенс-культуры выше бенчмарка и выше уровня предыдущего года

Обучение по вопросам комплаенс

Обучение сотрудников всех уровней — один из самых важных элементов комплаенс-системы. В 2022 году 97% сотрудников (более 60 тыс. человек) прошли обязательное обучение по тематике комплаенс.

В 2022 году 30 972 сотрудника прошли курс по программе «Антикоррупционный комплаенс», 13 397 новых сотрудников — по Кодексу делового поведения и этики.

В 2022 году в тренингах по системе антикоррупционного комплаенс приняло участие 100% членов Совета директоров, его комитетов и Правления.

МТС ежегодно проводит сертификацию руководителей, включающую в себя проверку знаний локальных нормативных актов по комплаенс. Чтобы сделать этот процесс более эффективным, в 2022 году мы автоматизировали его и перевели на специализированную платформу.

iSmart
Антикоррупционное обучение контрагентов

Обучение контрагентов — обязательный элемент антикоррупционной комплаенс-программы МТС. В 2022 году мы разработали новый подход к проведению антикоррупционного обучения контрагентов «Требования по соблюдению законодательства контрагентами» и создали курс на платформе iSmart.ru. Прохождение курса позволяет поставщикам получить доступ к регистрации в системе электронных закупок МТС и работе с ней. Этот же подход применяется в дочерних обществах МТС.

За 2022 год обучение прошли более 3,2 тыс. контрагентов, что на 68% больше, чем в предыдущем году.