Принципы деловой этики и соблюдение законодательных требований — неотъемлемая часть ведения бизнеса МТС.
Единая система комплаенс
Объединяет программы, действующие во всех подразделениях МТС: они нацелены на соблюдение требований законодательства и поддержание баланса интересов заинтересованных сторон.
В систему входит девять программ, которые курируют соответствующие функциональные подразделения:
- Антикоррупционный комплаенс и бизнес-этика
- Антимонопольный комплаенс
- Инсайд-комплаенс
- Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, финансированию терроризма
- IP-комплаенс
- Организация обработки персональных данных
- Соблюдение прав человека на рабочем месте
- Система управления охраной труда
- Экология.
Кодекс делового поведения и этики — основополагающий документ компании в области честного и этичного ведения бизнеса. Кодекс регламентирует правила внутрикорпоративного поведения, сотрудничества с клиентами и партнерами. Сотрудники любого уровня в обязательном порядке знакомятся с Кодексом при трудоустройстве, регулярно проходят обучение и должны им руководствоваться в своих действиях.
В 2022 году мы запустили автоматизированные решения, которые позволили уменьшить число действий, выполняемых вручную, и повысить эффективность процессов в части ежегодной оценки коррупционных рисков и управления контрольными процедурами.
Мы отслеживаем сообщения о предполагаемых или совершенных нарушениях Кодекса или иных документов, в том числе через
В 2022 году МТС провела проверки и расследования по 179 ситуациям с признаками комплаенс-нарушений. По результатам данных расследований в 72 случаях были выявлены нарушения и/или недостатки в бизнес-процессах. В этих случаях были применены дисциплинарные и другие корректирующие меры, даны рекомендации по устранению нарушений и предотвращению таких ситуаций в будущем.
Мы также проверяем соблюдение контрагентами Кодекса делового поведения контрагента. Кроме того, мы автоматизировали процесс оценки контрагентов в части коррупционных рисков.
Предотвращение конфликта интересов
С осени 2022 года в компании действует автоматизированный процесс управления конфликтами интересов работников. Цифровой процесс охватывает полный цикл: от заполнения электронных листов раскрытия до архивирования результатов рассмотрения в специализированном едином реестре.
Противодействие коррупции
Надежные и долгосрочные отношения — цель нашего взаимодействия с заинтересованными сторонами. Чтобы не допустить случаев коррупции и нарушения бизнес-этики, мы руководствуемся законодательными нормами и внутренними политиками. МТС является участником Антикоррупционной хартии российского бизнеса с 2015 года, поддерживая общественные инициативы по борьбе с коррупцией. Ключевые нормативные акты в области комплаенс и противодействия коррупции были актуализированы в 2022 году — так мы стремимся учесть лучшие практики и изменения во внешней среде.
Инсайд-комплаенс
Мы разработали систему мер, процедур и процессов для предотвращения нарушений законодательства об использовании инсайдерской информации.
В соответствии с лучшими практиками в компании установлены ограничения по совершению операций с ценными бумагами в «закрытые периоды». Также МТС ведет список инсайдеров компании для обеспечения контроля.
Антимонопольный комплаенс
В фокусе антимонопольной комплаенс-программы и Антимонопольной политики МТС находятся прозрачность установления тарифов и ценообразования, открытость во взаимодействии с контрагентами и другими компаниями отрасли и этичность продвижения продуктов экосистемы МТС.
В 2022 году мы провели масштабное обучение по вопросам антимонопольного комплаенс в дочерних обществах МТС, разработанное с учетом рискориентированного подхода и специфики деятельности компании.
Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем
На основании требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» МТС разработала одноименную комплаенс-программу.
- Все абоненты МТС ежедневно проверяются на предмет вхождения в перечни соответствующих мониторингов
- При совершении клиентом МТС подозрительных операций по лицевым счетам МТС осуществляет антифрод-проверку клиента.
Компания ежедневно контролирует расторжение договоров на оказание услуг связи с возвратом остатка аванса и другие транзакции абонентов.
Управление интеллектуальной собственностью (IP-комплаенс)
Система управления рисками в области интеллектуальной собственности (IP-комплаенс) нацелена на предотвращение нарушений прав МТС и третьих лиц и минимизацию рисков в этой области.
Ключевыми объектами интеллектуальной собственности МТС являются программное обеспечение и товарные знаки.
Сервис по проверке нейминга
Для упрощения проверки словесных обозначений, используемых в маркетинговых материалах, был создан сервис по проверке нейминга. Сервис помогает ускорить проверку на предмет нарушения прав интеллектуальной собственности третьих лиц, проверяя обозначения по базам данных и ранжируя результаты в зависимости от возможных рисков нарушения прав.
В 2022 году мы обновили обязательный для всех сотрудников дистанционный интерактивный курс «Правила использования интеллектуальной собственности», который запустили с начала 2023 года. За отчетный год курс успешно завершили 6 192 сотрудника.
Единая горячая линия
Единая горячая линия (ЕГЛ) — важнейший механизм для всей Группы МТС, благодаря которому мы можем своевременно выявлять случаи нарушения законодательства, внутренних политик и норм, включая Кодекс делового поведения, а также быстро на них реагировать.
Электронная форма Единой горячей линии доступна на 21 языке — мы учитываем возможное языковое многообразие заявителей.
Все заявители защищены от дискриминации и любых форм давления. Согласно регламенту компании, обращения на Единую горячую линию регистрируются и направляются на рассмотрение в соответствующие подразделения. По обращениям проводятся проверки, авторы обращений получают подготовленные заключения и ответы.
Сотрудники МТС могут сообщить о нарушениях не только через общие каналы ЕГЛ, но и по внутренним каналам связи: прямому или вышестоящему руководителю, комплаенс-менеджеру и через приложение «Наш МТС», в том числе анонимно. Дополнительные каналы связи делают сбор сообщений о нарушениях более эффективным.
В 2022 году было зарегистрировано 907 обращений на ЕГЛ, что на 30% меньше, чем в предыдущем году. Увеличилось количество обращений по вопросам этики и комплаенс — это говорит о повышении осведомленности пользователей ЕГЛ об этичном ведении бизнеса.
Контакты Единой горячей линии МТС:
Почтовый ящик: external.hotline.mts@b1.ru
Форма обратной связи: hotline-mts.b1.ru
Единый номер: 8 (800) 234-44-18 (бесплатные звонки на территории Российской Федерации)
Комплаенс-информирование и консультирование
Обучение по вопросам комплаенс
Обучение сотрудников всех уровней — один из самых важных элементов комплаенс-системы. В 2022 году 97% сотрудников (более 60 тыс. человек) прошли обязательное обучение по тематике комплаенс.
В 2022 году 30 972 сотрудника прошли курс по программе «Антикоррупционный комплаенс», 13 397 новых сотрудников — по Кодексу делового поведения и этики.
В 2022 году в тренингах по системе антикоррупционного комплаенс приняло участие 100% членов Совета директоров, его комитетов и Правления.
МТС ежегодно проводит сертификацию руководителей, включающую в себя проверку знаний локальных нормативных актов по комплаенс. Чтобы сделать этот процесс более эффективным, в 2022 году мы автоматизировали его и перевели на специализированную платформу.

Антикоррупционное обучение контрагентов
Обучение контрагентов — обязательный элемент антикоррупционной комплаенс-программы МТС. В 2022 году мы разработали новый подход к проведению антикоррупционного обучения контрагентов «Требования по соблюдению законодательства контрагентами» и создали курс на платформе
За 2022 год обучение прошли более 3,2 тыс. контрагентов, что на 68% больше, чем в предыдущем году.